?

Log in

одиночество

О кино и литературе

Я редко говорю о кино. Пишу о кино и того реже. Это вовсе не оттого, что я вообще не уважаю кинематограф, но назвать себя киноманом у меня язык не повернется. Наверное, это оттого, что если кто-нибудь из моих знакомых скажет в компании "А вы помните фильм...", я обычно пожимаю плечами.
Совершенно неожиданно мне вспомнился фильм, который я смотрела около полугода назад и не прочь посмотреть снова. Назывался он "Капоте" по фамилии известного американского писателя Трумэна Капоте (ссылка на биографию в Википедии. Честно говоря, в этом фильме я увидела совсем мало биографии мистера Капоте, разве что определенную информацию о нем как о личности, о его характере. Доверять ли в этом вопросе режиссерам - уже совсем другой вопрос.
Предположим, что речь идет вовсе не о каком-то известном историческом лице, чей моральный облик можно очернить подобной историей; представим себе на месте Капоте обычного человека, журналиста, который может прославиться расследованием зверского убийства одной канзасской семьи. Убийцу ему искать не надо: полиция уже нашла двух подозреваемых, которые признались в содеянном. Но у нашего героя дух писателя, ему мало фактов, кто кого и когда убил, он хочет знать, зачем это было сделано. Арестованные совсем не похожи на извергов, а всего лишь на самых обычных молодых людей, отчего-то оказавшихся в наручниках. Что происходило в душе у безжалостных убийц? Капоте решает написать книгу о психологии преступника и проводит шесть лет своей жизни в разъездах, опрашивая свидетелей, читая документы, делая выводы. Главная часть его работы - общение с одним из преступников, со главным героем своей книги. Капоте помогает ему, нанимает ему адвоката, разговаривает с ним о самых разных вещах, а темы убийства вообше сначала не касается, понимая, что это вызывает у молодого человека неприятные воспоминания. Он вызывает у осужденного доверие к себе, и тот рассказывает ему о себе, о своем несчастном детстве, о своих привычках. Обо всем, кроме убийства. Он начинает считать журналиста своим другом, начинает верить, что он, быть может, выйдет из тюрьмы живым и у него еще будет жизнь. Рядом с ним есть кто-то, кто считает нужным его поддерживать.
А Капоте уже поджимают сроки: издатель уже настойчиво спрашивает, как пишется книга? Он не может ничего толком сказать о книге: сюжет зависит от кульминации, от ночи убийства. Капоте заставляет убийцу рассказать об этом, утверждая, что тому "после этого станет легче", что он, Капоте, сможет убедить судей пощадить обвиняемого. Получив нужные ему сведения, журналист уезжает в другую страну, чтобы спокойно написать там книгу, и не отвечает на письма своего подопечного. И спустя время, прочитав в газете о том, как мистер Капоте представляет свой новый роман "In Cold Blood" ("Хладнокровно"), молодой человек понимает, что его предали. Журналист и не собирался ему помогать, а просто затягивал процесс, чтобы добыть нужные ему сведения, а весь его интерес к духовному миру убийцы объяснялся не христианским милосердием, а энтузиазмом исследователя.
Обвиняемые на самом деле был виновны. Их преступление нельзя было объяснить никакими доводами разума или оправдать, потому что они оба были психопатами и на момент убийства потеряли контроль над собой без всякой видимой причины. Но все-таки, нельзя забывать об этом, они были людьми. Нельзя давать человеку надежду, а потом отбирать ее. Мистер Капоте решил, что его роман не может быть закончен, пока реальная история, которая стала его основой, не завершится. Осужденных приговаривают к смертой казни, на которой журналист присутствует - должно быть, для того, чтобы точно знать, что чувствовал убийца в последние минуты.
Мне, честно говоря, больше ничего не хочется комментировать.
.

Comments

впечатление

исходя из рецензии, "In Cold Blood" гораздо больше подходит в качестве названия фильма, чем фамилия писателя.
фильм я не смотрела.а теперь и не хочется

Re: впечатление

Согласна насчет названия. А насчет фильма... Конечно, все, что здесь написано, - исключительно мое впечатление. Особенно меня удивляет, что этот фильм был торжественно представлен в день рождения Трумэна Капоте, хотя он показывает писателя с очень негативной стороны. Иногда мне кажется - не увидела ли я в этом фильме того, чего там не было?

Re: впечатление

я вот думаю, не увидел ли режиссер в жизни Трумэна Капоте чего-нибудь, чего там не было...
Вообще, вы ведь ситуацию в целом обрисовали, и если убрать ваши оценочные фразы, то все равно выглядит все это не очень красиво.
я не знаю, обесценивает ли умышленное преступление человеческую личность в глазах американцев, но восприятие ее как предмета, в каком-то утилитарном смысле, немного коробит.
мне кажется, можно ненавидеть или презирать,либо относиться с брезгливостью к убийцам, маньякам, другим преступникам, но вот хладнокровно препарировать чужой внутренний мир...интересно, наверное, но вызывает стойкое отвращение.

Re: впечатление

Воображение режиссера действительно могло разыграться, именно поэтому я пытаюсь смотреть на эту ситуацию так, как будто речь идет не о конкретной личности, реальном человеке. Если бы это была полностью вымышленная история, не отдающая стойким запахом скандальности. Даже тогда ситуация выглядит "некрасиво".
А убийство не было умышленным - двое преступников ворвались в дом с оружием, чтобы унести из него самые ценные вещи, но "что-то у них пошло не так", и в голове у убийцы "что-то щелкнуло" - короче говоря, зверское убийство все равно было совершено. И убийцу, наверное, не стоит превращать в страдальца, как нам (мне) этого порой хочется. Только вот вышло так, что исследователь и его жертва поменялись местами. Теперь мы препарируем душу и мотивы удачливого журналиста...
Справедливости ради стоит сказать, что герой фильма, очевидно, все-таки исптывал муки совести. Правда, он щедро заливал их алкоголем и прислушивался к своему внутреннему "я" не очень внимательно. Свою цель - написать книгу - он видел отчетливо, а все прочее считал досадным недоразумением.
Я, наверное, никогда не остановлюсь. Все-таки глубоко в душу запало.