?

Log in

No account? Create an account
Олинёнкино

Все дороги ведут в Амбер!

Дочитала "Хроники Амбера" Роджера Желязны. Помимо двух циклов из пяти книг каждый в серию входит пять рассказов, которые можно считать началом третьей части. Судя по этим рассказам, у Желязны было еще множество идей касательно Амбера, не было только времени, чтобы воплотить планы в жизнь. Писатель внезапно скончался, и серия осталась незавершенной.
"Хроники Амбера" напоминают кочан капусты, от которого по мере чтения отдираешь новые листы, а за ними каждый раз оказывается что-то новое. Что будет дальше - не догадаешься, а автор без устали добавляет в повествование новые факты, новых героев, неожиданные повороты сюжета. В начале романа главная интрига основывается на жестокой борьбе за пустующий престол сказочного царства, мы привыкаем к этой мысли, но уже к третьей повести сюжет делает крутой поворот. Поворот этот в дальнейшем окажется далеко не единственным, и в своих последних рассказах автор явно намечал еще один. Но каких еще новых героев и удивительных задумок можно было ожидать, мы, к сожалению, уже никогда не узнаем.
Что в этом произведении в первую очередь производит впечатление, так это сама концепция, основа фантастического мира, созданного автором. Посреди Вселенной стоит волшебный город Амбер (Эмбер?), он - одновременно центр всего сущего и единственная полностью реальная действительность. Помимо Амбера, во Вселенной существует бесконечное множество других миров - Отражений Амбера, которые несут в себе какую-то его частицу: чем ближе Отражение, тем больше у него общего с оригиналом. В романе так и не объясняется ясно, насколько реальны эти миры, но Земля - один из них, излюбленное пристанище некоторых наследников королевской семьи Амбера. Те, в чьих жилах течет королевская кровь, имеют потенциальную возможность путешествовать из Отражения в Отражение и управлять ими, подстраивать их под себя. Такая задумка позволяет автору создавать просто неограниченное количество разнообразных ситуаций. При внимательном рассмотрении становится ясно, что своих героев и некоторые подробности Желязны не берет с потолка: он нередко ссылается на легенды о короле Артуре, произведения Шекспира и на древние кельтские мифы, которыми мы - увы! - обычно совсем мало интересуемся.
Но Желязны не боится менять первоначальный порядок вещей. В ходе сюжета выясняется, что установленный миропорядок вовсе не такой, каким представлялся в начале, а Амбер - вовсе не центр всего и вся. У него есть более древний антипод - Двор Хаоса, и на сцене постепенно разворачивается их противостояние, которое нам показывают под разными углами. У Желязны нет абстрактных Света и Тьмы или Добра и Зла (а королевская семья Амбера вовсе не кажется образцом добродетели), зато есть Порядок, который олицетворяет Амбер, и Хаос. В этом плане самыми глубокими мне показались последние повести "Рыцарь Отражений" и "Принц Хаоса", в которых перед главным героем Мерлином, потомком королевского дома Амбера и знатного рода из Хаоса, встает выбор между этими двумя началами.
Взгляд на героев романа тоже постоянно меняется. Очень быстро становится ясно, что в этой книге для выявления Самого Главного Злодея следует подозревать самого невинного героя - не ошибетесь :) Герой-рассказчик первой части - Корвин, принц Амбера - гордый, недоверчивый, умный и целеустремленный; он тоже меняется на протяжении пяти книг первого цикла и в конце своей собственной истории обнаруживает, что идет уже совсем к другой цели. Не могу объяснить это, но Корвину я невольно симпатизирую, хотя недостатков у него не меньше, чем достоинств. Его сын Мерлин, главный герой второго цикла, значительно отличается от своего отца: воспитанный во Дворе Хаоса, выпускник одного из университетов Земли, он нередко предпочитает путешествовать пешком, а не верхом, в битве пользоваться магией, а не мечом, увлекается кибернетикой и создает странный механизм, который по непонятным причинам обзаводится разумом... Второй цикл наполнен всякими разнообразными волшебными штучками, о которых в первой части и речи не было. Иной раз, на мой взгляд, этих вещей становится чересчур много: колдуны и волшебницы, древние артефакты, демоны и некие высшие силы... Значения некоторых событий автор во второй части так и не раскрывает, они объясняются только лишь в дополнительных рассказах.
И еще одна отличительная черта - манера изложения. В обоих циклах есть моменты, в которых основная сюжетная линия будто замедляется, меркнет, а на первый план выходит описание изменчивой действительности (во время путешествия по Отражениям), полумистических снов и видений. Мне до сих пор не совсем ясно, какой именно смысл автор вкладывал в эти сцены. При этом они иногда занимают непропорционально большое место в повествовании. Они до сих пор не дают мне покоя.
В последние годы в США был написан приквел к первой части под названием "Заря Амбера", повествующий об отце Корвина короле Обероне и рождении Амбера. Эту серию (всего там на данный момент четыре книги или около того) написал некто по фамилии Бетанкур, воспользовавшись черновиками самого Желязны с разрешения его жены. Лично у меня и прямо сейчас нет совершенно никакого желания знакомиться с этими книгами: не то чтобы я презирала опубликованные фанфики, но новые книги наверняка будут значительно отличаться от "канона" и стилем, и содержанием. А стиль Желязны, с которым я раньше не была знакома, я теперь ценю. В целом и общем, книги из "Хроник Амбера" мне понравились. К прочтению рекомендую.

Comments

спасибо за развёрнутую рецензию.
Появилась потребность обновить и дополнить собственные впечатления.
только вот комментарии к вам в журнале у меня всё время подвисают:( так что если вам придет уведомления о тройке-четверке отзывов одного содержания - не пугайтесь:)

Вырисовывается список книг к прочтению в этом году, т.е. до конца года. Желязны надо включить:)
Спасибо за комментарий, надеюсь услышать и ваше мнение об этом цикле, когда вы до него доберетесь) С уведомлениями у меня все в порядке - ровно одно, как и полагается;) Это у вас только с моим журналом проблемы?